Последний герой.
Декада русского языка и истории.
8 – 9 класс.
Учитель.
Здравствуйте,
участники и гости нашей игры. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру
«Последний герой по русскому языку» и литературе. Вам, участникам игры,
предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по эти предметам, а
также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
После
каждого задания из игры будет выбывать по 2 человека, набравших меньше всего
баллов. За этим будет следить компетентное жюри. В конце останется только один,
он и будет «Последним героем».
1 задание.
Каждому
участнику задаётся по 2 вопроса (1 – по русскому языку, 1 – по литературе). Выбывают
2 человека, которые не справятся с заданием.
1) Назовите
главный член предложения, который отвечает на вопросы: Каков предмет? Что он
такое? (Сказуемое).
Кто автор произведений «Записки
охотника», «Бежин луг»? (И. С. Тургенев).
2) Расскажите правило «Буквы О – А в
корне ЛАГ/ЛОЖ» (В корне ЛАГ/ЛОЖ в безударном положении буква А пишется перед Г,
буква О – перед Ж).
Автор повести «Детство»? (Л. Н.
Толстой).
3) Что такое
монолог? (Речь одного человека).
Назовите автора произведения «Белый
пароход». (Ч. Айтматов).
4) Расскажите правило «Буквы А – О в
корне РАСТ/РОС». (В корне РАСТ/РОС безударная буква А пишется перед СТ/Щ.
Исключения: росток, отрасль).
Кто убит на дуэли в 1841 году Н. С.
Мартыновым в Пятигорске? (М. Ю. Лермонтов).
5) Значимая
часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова. Что это? (Корень).
Что обычно начинается со слов «Жили-были…»
или «В некотором царстве…»? (Сказка).
6) Расскажите правило О/Е после шипящих
и Ц в суффиксах существительных и прилагательных. (Под ударением пишется О, без
ударения Е).
Как зовут верховного бога в греческой
мифологии? (Зевс).
7) Что такое
обращение? (Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с
речью).
Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай
Васильевич).
8) Травка зеленеет. Это словосочетание
или предложение? (Предложение).
Кто написал строчки «Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный./Металлов твёрже он и выше пирамид…»? (Г. Р.
Державин).
9) Что такое
антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим
значением).
Кто написал «Мцыри»? (М. Ю. Лермонтов).
10) Пётр Сергеевич, Москва. Это имена
сущест-ые собственные или нарицательные? (Собственные).
Кто написал первую «Российскую
грамматику»? (М. В. Ломоносов).
11) К какой
части речи относятся слова скучающий, ответивший? (Причастие).
Назовите автора произведения
«Путешествие из Петербурга в Москву»? (А. Н. Радищев).
12) Что такое архаизмы? (Слова, вышедшие
из активного повседневного употребления).
Кто написал цикл «Повести покойного И.
П. Белкина»? (А. С. Пушкин).
13) Я, кто-то,
такой, их. Какая это часть речи? (Местоимение).
Назовите автора рассказов «Хамелеон»,
«Толстый и тонкий». (А. П. Чехов).
14) Что такое диалог? (Разговор двух или
более лиц).
Героями какого произведения являются
Настя и Митраша? («Кладовая солнца» М. Пришвина).
Остаётся 12 человек.
2 задание. «Грамотеи».
Вместо точек
вставьте нужные окончания. Определите, сколько встретилось в этом тексте
существительных, глаголов, прилагательных.
Осенн…м, ясным,
немножко холодным утром в морозный день, когда берёза, словно сказочн… дерево,
вся золотая, красиво рису…тся на голубом небе, когда низкое солнце уже не
гре…т, но блест…т ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверка…т,
словно ей весело и легко стоять голой. Свежий ветер тихонько шевел…т и гон…т
опавш…е листья.
Существительных
– 9
Глаголов – 7
Прилагательных –
12.
Остаётся 10 человек
3 задание. «Зоологические фразеологизмы».
Вместо точек во
фразеологизмы нужно вставить названия животных. Если отгадали животное –
получите один балл. Если назовёте его на казахском и английском языках –
добавится два балла. Если кто-то не может ответить на вопрос, можно отвечать
другому игроку.
Голоден как … волк
– қасқыр – wolf
Хитёр как … лиса – түлкі – fox
Труслив как … заяц – қоян – hare
Здоров как … бык – өгіз – neat
Надут как …индюк – кұрке тауық – turkey, gobber
Грязный как … свинья – шошқа – pig, swine
Болтлив как … сорока – сауысқан – pie, magpie
Упрям как … осёл – есек – ass, donkey
Изворотлив как …
уж – сарыбас жылан (су жылан) – adder
Нем как … рыба – балық – fish
Остаётся 8 человек.
4 задание. «Свяжи слова».
Перед вами слова.
Все они тем или иным образом связаны друг с другом. Задача участников: связать
слова и на листочках в столбик записать верные слова.
П. Ершов Калашников
Тарас Капитанская
Купец Астафьев
Виктор Петрович Дети
дочка Красный нос
Левша нищий
Пеппи А.
Линдгрен
подземелья Конёк-горбунок
мороз Длинный
чулок
Малыш и Карлсон Аввакум
Принц Н.
Лесков
В. Распутин Уроки французского
протопоп Бульба
Остаётся 6 человек.
5 задание. «Откуда и кто автор?»
Я
буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения.
Ваша задача вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает
один, право ответа переходит к следующему. За полный ответ – два очка, за
неполный – одно очко. Победит тот, кто больше всех отгадает. Уйдёт тот, у кого
будет меньше всего очков.
1)
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия
орды!
Которой
мудрость несравненна
Открыла
верные следы
Царевичу
младому Хлору
Взойти
на ту высоку гору.
(Г.
Р. Державин. Ода «Фелица»).
2)
Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы, среди
зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля
давно сгнилась и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила
прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.
(Н.
М. Карамзин. «Бедная Лиза»).
3)
Цыганы шумною толпою
По
Бессарабии кочуют.
Они
сегодня над рекой
В
шатрах изодранных ночуют.
(А.
С. Пушкин. Поэма «Цыганы»).
4)
Немного лет тому назад,
Там,
где, сливаяся, шумят,
Обнявшись,
будто две сестры,
Струи
Арагвы и Куры,
Был
монастырь.
(М.
Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»).
5)
Петрович провозился за шинелью всего две недели, потому что много было
стеганья, а иначе она была бы готова раньше. За работу Петрович взял 12 рублей.
Он принёс её поутру перед самым тем временем, как нужно было идти в
департамент.
(Н.
В. Гоголь. Повесть «Шинель»).
6)
Бесценная моя, Варвара Алексеевна! Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив,
донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером,
часов в восемь, просыпаюсь, свечку достал, приготовляю бумагу, чиню перо, вдруг,
невзначай, подымаю глаза, – право у меня сердце вот так и запрыгало!
(Ф.
М. Достоевский. Роман «Бедные люди»).
Остаётся четыре человека.
6 задание. «Как много я знаю стихотворений».
Я
зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы
должны продолжить или закончить его.
1)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый
в неволе орёл молодой
…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
(М.
Ю. Лермонтов «Узник»)
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
…
Что ищет он в стране далёкой?
Что
инул он в краю родном?
(М.
Ю. Лермонтов «Парус»)
3)
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё
ты дремлешь, друг прелестный –
…Пора, красавица, проснись.
(А.
С. Пушкин «Зимнее утро»).
4) Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном
сосняка…
(С.
А. Есенин).
5)
Из вереска напиток
Забыт
давным-давно.
…А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.
(Стивенсон
«Вересковый мёд»).
6) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
…
Мутно небо, ночь мутна.
(А.
С. Пушкин «Бесы»).
7)
Вспомнил я старую сказку,
Слушай,
подруга, меня.
…Сказочник добрый и старый
Тихо сидел у огня.
(А.
А. Блок «Амур»).
8) Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам
граф-отец е раз, не два
Его
попробовал слегка.
(Н.
А. Некрасов «Княгиня Трубецкая»).
9)
Когда на смерть идут – поют,
А
перед этим можно плакать.
…Ведь
самый страшный час в бою –
Час
ожидания атаки.
(С.
П. Гудзенко «Перед атакой»).
10) Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
… Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
(Н.
М. Рубцов «Звезда полей».)
Остаётся два человека.
Финал.
1 задание. «Пословицы и поговорки».
На заданные темы нужно вспомнить
пословицы и поговорки.
А) Вражда, ссора, драка.
В) Труд, орудия труда.
С) Деньги, достаток.
2 задание. «Вопросы-шутки».
Без чего дома не построишь? (Без угла).
За чем чай пьют? (За столом).
За чем во рту язык? (За зубами).
За что ученика выгнали из класса? (За
дверь).
По чему в лес ходят? (По земле).
По чему утка плавает? (По воде).
На этом наша
игра заканчивается. Награждение.