"Ақмола облысы білім басқармасының Біржан сал ауданы бойынша білім бөлімі Андықожа батыр ауылының  жалпы орта білім беретін  мектебі"  КММ
"Ақмола облысы білім басқармасының Біржан сал ауданы бойынша білім бөлімі Андықожа батыр ауылының  жалпы орта білім беретін  мектебі"  КММ

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Викторина по истории Казахстана

01.03.2017

Н.М. Бекбаев

учитель истории

Донская средняя

школа

село

Андыкожа-батыр

Енбекшильдерский

район

Акмолинская

область

"Викторина

по истории Казахстана"

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей

учеников, обобщить, систематизировать знания учеников по пройденному материалу

развивать мышление, смекалку умений на материале, дополняющем школьную

программу.

Задачи:

Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных

ситуациях. Повышение эрудиции. Развитие навыков работы со справочной литературой.

Развитие культуры речи. Развитие логической культуры. Выработка аналитических

навыков. Развитие творческих способностей. Приобретение навыков саморазвития.

Привить интерес к познавательной деятельности.

Игра проводится в 5 туров. Ведущий задает вопросы

игрокам команд одновременно, на экране вопросы дублируются. Если команда

отвечает неверно, то она лишается права отвечать на этот же вопрос второй раз.

Первый тур «События – о чем идет речь?»: В данном туре, команды выбирают карточки по очереди,

нужно ответить на вопрос карточки на обсуждение команде дается минута. Участники

игры должны сказать, о каком событие идет речь. Каждая отгаданное событие из

истории Казахстана принесет 20 баллов.

Второй

тур «О ком это - факты из биографии»: Этот тур предусматривает, что

нужно определить человека, по фактам из биографии. В данном туре, команды

выбирают карточки по очереди, нужно ответить на вопрос карточки, при этом

даётся 3 подсказки, каждая данная подсказка уменьшает количество выигранных баллов

(200,150,100,50):

Третий тур «Мир вокруг».  Ведущий

задает вопросы, участники должны назвать ту вещь, что входило в обычную жизнь

казахов. Правильный ответ принесет 20 баллов.

Четвертый тур

«Найти соответствие» - распределить

высказывание и автора, каждый правильный ответ 10 баллов.

Пятый блиц - тур –– «Кто это?»

- Капитаны должны ответить в течение минуты на 20 вопросов, каждый правильный

ответ 10 баллов.

Затем подсчитываются очки. И объявляется победитель.

Вступительное слово:

-

Мы все рассматриваем историю, как набор дат, определенных событий. Но за каждой

датой, за каждым событием, стоят судьбы людей. Сегодня мы взглянем на историю с

другой стороны, на события, на людей, которые оказали огромное влияние на нашу

судьбу.

 

 

Вопросы 1 тура «События – о чем идет речь?»:

Карточка №1.

            В своем письме в марте 1933г. он писал: «Прошу Вас ознакомиться с

настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих

людей, обреченных на голодную смерть».

            Ответ: Письмо Т.Рыскулова Сталину о последствиях проводимой в Казахстане

политике «Коллективизации».

 

Карточка №2.

Отрывок из произведения:

С

вершины Каратауских гор идет откочевывающий, аул;

При кочевке идет одинокий, потерявший мать,

верблюжонок,

Как тягостна потеря близких родных,

С черных глаз капают чистые слезы.

Что это за година? Тяжелые времена

Вернулась бы прежняя жизнь.

Отец сына, мать потеряла дочь,

Ручьями ткут слезы от горя.

(подстрочный перевод К.Омарова)

Ответ: ЕЛИМ-АЙ! Кожаберген жырау. «Годы великого бедствия».

 

Карточка №3.

Отрывки из поэмы Б. Лихачёва

Мы еще только начали труд,

И что нам теперь покой,

Следом за нами люди идут

С лопатой,

С ключем,

С киркой.

С одной стороны

Тунгус, сибиряк,

Калмык и киргиз с другой.

Шпалы кладут,

Чтоб на шпал костяк

Рельсы легли синевой

Ответ: Строительство Турксиба ,

название поэмы "Турксиб".


Карточка №4

 «Не успел большой

пассажирский пароход «Ленинград», на котором я ехал вверх по Иртышу из Омска в

Семипалатинск, отвалить от павлодарской пристани, как снизу, из окон каюты 3-го

класса, послышались звуки красивого грудного и благородного по тембру контральто,

невидимая мне обладательница коего пела казахские песни под совершенно

неожиданный аккомпанемент… на большой гармони! Конечно, через минуту я был уже

внизу и увидел там окруженную публикой брюнетку лет 30, красивую и худощавую, с

серьезным продолговатым лицом и ярким румянцем на несколько впалых щеках. Я

стоя слушал ее пение. В манере передачи песен у нее выходили на первый план:

известная властность, повелительность, размах и темперамент, т.е. как раз те

качества, которые я никогда не встречал у казахских певиц», – писал он, во время сбора материала для своего сборника, который  вышел в свет  в 1925 году. Его предваряли такие слова: «Вам, мои дорогие

друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с

вами в годину голода, холода и эпидемии».

Ответ:А. Затаевич «1000 песен

казахского народа»

 

Карточка №5

Это стихотворение  было написано по воспоминаниям Гертруды

Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

О, Господи, да это ведь не камень.

От

него так пахнет молоком.

И

в душе затрепетал надежды пламень,

А

в горле встал ком.

Так

вот что придумали старики!

Вот

за что женщины детьми рисковали!

Они

нас от болезни берегли,

Они

нас от безверия спасали.

Они

поняли, что мы не враги,

А

просто несчастные женщины.

И

чем смогли - помогли,

Поразив

нас своей человечностью.

Я

молча поползла по льду,

Собирая

драгоценные камни.

Теперь

я отвратила от них беду,

Спасая

их от охраны.

А

ночью в холоднейшем бараке,

На

оскверненной палачами земле,

Я,

немка, молилась мусульманскому богу,

Да

ничего не просила себе.

Я

просила старикам здоровья,

Женщинам-матерям

- счастья.

Особенно

я молилась за детей,

Чтобы

они не видели несчастья.

Я

прошла все круги ада,

Потеряла

веру и друзей,

Но

одно я знаю,

Что

только так и надо воспитывать детей.

Ответ: Депортация в Казахстан,

стихотворение «Курт – драгоценный камень»

 

Карточка №6

Отрывок из стихотворения,

...Разгадай:

Почему люди тянутся к звездам!

Почему в наших песнях

Герой — это сокол!

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав.

Называет — Высоким!

Написано в апреле 1961

Ответ: Полет в  космос первого космонавта Ю. Гагарина.

Поэма Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку!»

 

 

Вопросы 2 тура «О ком это - факты из биографии»

№1

Годы жизни этого писателя и

политического деятеля 1894–1938 гг.

1.    

Первый их

казахских писателей, который был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

2.    

В июне 1918 г. во

время контрреволюционного мятежа молодого большевика арестовали и отправили в

тюрьму. Вместе с другими совдеповцами он оказался в «вагоне смерти»

зверствующего атамана Анненкова, после ужасных мучений был послан на смерть в

омский концлагерь. В апреле 1919 г. благодаря счастливому случаю ему удалось

бежать.  

3.     Настоящее имя его Садвакас.

Сакен Сейфуллин

№2

Он был долгое время

редактором издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан», годы жизни 1890–1941 гг.

1.    

На надгробном

памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги, Марии Яковлевны, проставлены

три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый

стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той

любви, как если кто положит душу за друзей своих».

2.    

Гуманист-мыслитель,

демократ, энциклопедист, просветитель освещал проблемы истории и культуры

народов Средней Азии и Казахстана, свободно владел английским, французским,

немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за

правду, защите чести народов Средней Азии и Казахстана.

3.     Возглавлял министерство иностранных дел, но вскоре в

связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства

«Кокандской автономии» .

Мустафа Шокай

 

№3

Вот, что пишет о нем писатель Юрий Домбровский, «…он

рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, который

ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычный край. <…> каждое

его полотно ликует и смеется от радости». «Я люблю его за свежесть, за радость,

за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я

люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и

проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают… чудесные

поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими

лакированными обложками».

1.     Он оставил 117 живописных полотен,

39 карандашных зарисовок, 55 акварелей, 3 альбома с этюдами, на

которых запечатлен традиционный мир казахского кочевья.

2.     Широко известны такие картины, как «Барымта», «Перегон

скота», «Доение», «Казашка у костра», «Прядение шерсти»

3.     В своих картинах он запечатлел природу и быт Семиречья

конца XIX–начала XX веков, был одним из учителей первого казахского

профессионального художника Абылхана Кастеева.

Хлудов Николай Гаврилович

 

№4

По семейному преданию, его мать Улдан родила в то

время, когда аул Истыбая (его деда) в очередной раз спасался от набегов. Это

случилось возле горы, название которой  по-китайски значит крепость, на северо-востоке

от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь этой горы.

1.    

Много лет

сопровождал он своего учителя, акына Суюнбая, слушал его выступления, перенимал

опыт поэтического мастерства, прежде чем учитель смог сказать: «В добрый час,

да сопутствует тебе удача, сын мой. Создавай стихи, которые народ будет с

удовольствием запоминать, и которые не исчезнут из памяти народа, пусть внимают

твоим стихам не отдельные лишь люди, а весь народ. Пусть льются твои стихи не

из груди, а из сердца. Говоря о правде, воспевай справедливость, не иди по

дороге, протоптанной другими, — найди свою тропу, подмечай и знай, что

происходит вокруг. Пусть душа твоя будет богаче, чем ханская казна». 

2.    

В его творчестве

большое место занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы — борьба

против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими.

3.     Он автор слов:

Ленинградцы, дети мои! 

Ленинградцы, гордость моя! 

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи. 

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну, -

Вижу своды ваших мостов, 

Зорь балтийских голубизну, 

Фонарей вечерних рой, 

Золоченых крыш острия…

Ленинградцы, дети мои! 

Ленинградцы, гордость моя!

Жамбыл Жабаев.

 

Вопросы к 3

туру «Мир вокруг». 

№ 1

Ибн Рузбихан  говорил «Он подобен ароматному

напитку из райской реки... Этот благодатный напиток вдыхает жизнь и исцеляет

больное тело…» Первое упоминание

о нем можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484—424 гг. до

н. э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого

народа был особый напиток, приготовленный путём сбивания кобыльего молока в

глубоких деревянных кадках. Согласно Геродоту, скифы настолько боялись «утечки

информации» о кумысе, что ослепляли всех невольников, кто знаком с его

производством. 

Оставили сведения о нем Гийом де Рубрук, Марко

Поло и др.

Ответ: Кумыс.

 

№ 2

Из книги Мухтара Курманалина "Открытый урок"

Если сможешь – играй! 

Есть у нас инструмент: 

Тонкий выгнутый гриф, 

Нет ладов у него.

Только нужен один

Навык трепетных рук.


Нежным пальцам своим 

Все  ошибки прости .

Будто крепкой рукой 

Нара ты подчини.

Звук печальный поет…

Навык трепетных рук.

Ответ: Кобыз.

№3

Из

стихотворения Ильяса Жансугурова

Всё 

богатство моё – (она)!

С

ней весь день не расстанусь с утра.

Мне

не нужно чужое богатство,

Лишь

с (нею) мне важно братство.

То

сладки  звуки  кюя  звучат,

То

от горечи струны кричат.

И

ответьте мне люди тогда:

Разве

нет у (нее)  языка?

Ответ: «Домбра»

 

№4

О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин её ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Её вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней  ни

застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло …

Ответ: Юрта

                                                                     

Вопросы к 4 туру «Найти соответствие»

1.     Учить – это значит  познавать.

Это является необходимой потребностью человека.

2.     Худший человек из числа

людей — это человек без стремлений.

3.     «Если вы все-таки

когда-нибудь будете обо мне писать, называйте меня по-казахски:…. Пусть будет

известно: это казах, это пастух, гонявший баранов по степи; это человек, у

которого нет фамилии».

4.     «Никогда не

нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот

народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

5.     «Стремление служить нации и народу –

это не от знаний, а от характера»

 

А)  А. Бокейханов,

В) Ш.

Валиханов

С)

Абай Кунанбаев

Д) Б. Момышулы  

Е) А. Байтурсынов 

1 – В, 2 –С,

3 –Д, 4 – Е, 5- А.

 

Вопросы 5

тура «Кто это?»

Нужно назвать настоящее имя, или под каким именем мы

знаем этого исторического деятеля.

1.     «Промелькнувший метеор» (Ч. Валиханов)

2.     Абай Кунанбаев (Ибрагим)

3.     «Второй учитель» (Аль Фараби)

4.     Салкам (Жангир Внушительный)

5.     Сакен Сейфуллин (Садвакас)

6.     Мухаммед- Канафия (Ч. Валиханов)

7.     Тамерлан (Эмир Тимур)

8.     Чингисхан (Темучжин)

9.     Абылай (Абильмансур)

10.          

 Асан Печальный (Асан Кайгы)

11.          

 Кабанбай, Нарбала (Ерасыл)

12.          

Нурмагамбет

Баймырзаулы (Балуан Шолак)

13.          

«Принц медицины»

(Аль Фараби)

14.          

«Промелькнувший

метеор» (Ш. Валиханов)

15.          

«Бич Божий»

(Аттила)

16.          

Искандер

Зулкарнайн (Александр Македонский)

17.          

Царица Тумар

(Томирис)

18.          

 Железный хромец (Эмир Тимур)

19.          

«Бодающийся»

(Сулу каган)

20.          

 Кукович Исай Исаакович (Ф. Голощёкин)

 

Подведение итогов.

Награждение

команд.

 

В

ходе подготовки был использован материал:

1.      http://www.tarih-begalinka.kz/ru/

2.      //e-history.kz/ru/publications/view/1042

3.      http://e-history.kz/ru/publications/view/1139

4.      https://www.stihi.ru/2011/09/10/3523

Просмотров: 489


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст